Дело не в красоте или стоимость искусства
Современное искусство вводит большинство людей в замешательство, особенно это касается стоимости таких работ. Но, дело в том, что назначение искусства не всегда только в эстетике, поэтому и ценники назначаются исходя из многих факторов, в частности играет роль история создания картины, но рассмотрим этот механизм подробнее.
Немного истории
Начнем с небольшого исторического отступления, для понимания темы нужно понять, как именно сложились товарно-рыночные отношения в сфере искусства и переросли в ту форму, в которой существуют сейчас.

Еще со времен древних цивилизаций творчество монетизировалось двумя способами:
1. Привязка к религии
2. Ремесленничество

Во втором случае на произведениях была фиксированная цена, но, если это не ремесленное произведение, особенно при привязке к религии, то здесь уже многое зависело от положения автора в обществе и наличие у него покровителей среди высших слоев общества. В Месопотамии и Египте творцов вообще воспринимали как служителей богов и отношение к ним было соответствующим, со временем влияние религии начало слабеть, и художники стали ориентироваться на государственный аппарат.

Расцвет искусства произошел благодаря возвышению династий в Европе 16 века. Они уже без содействия церкви или государя могли оказывать сильное влияние на общественность плюс имели солидный капитал. Для них работы художников стали способом подчеркнуть свой статус, что поспособствовало обогащению творцов. За популярного автора могли начать сражаться представители богатейших семей, тем самым не только пополняя его кошелек, но и повышая его популярность.

Так наступила эпоха авторского искусства. Художники смогли стать независимыми и самостоятельно решать какие заказы брать, а какие нет, а также получили возможность подписывать работы своим именем.
Как определяется ценность картин прошлого
Стоимость таких работ рассчитывается исходя из двух факторов: внешний вид и история, или контекст создания произведения. Касательно внешнего вида имеется ввиду не только материалы, но и размер работы. На стоимость также влияет популярность самого автора, если его имя на слуху или стиль в котором он работал пользуется спросом, то на аукционе такая картина может быть продана за рекордные суммы. Но больше всего цена зависит от истории, связанной с картиной, чем она интереснее и значимее – тем выше изначальная цена.

Возьмем пример Ван Гога с его подсолнухами, у него много таких зарисовок, но только одна из этих картин обошлась покупателю в 40 млн долларов, а все потому, что именно она связана с личной трагедией автора. Это те самые подсолнухи, во время написания которых у Винсента произошла ссора с Полем Гогеном, в пылу которой художник и отрезал себе часть уха. Или же, по другой версии, это Гоген отрезал его случайно во время фехтования.
Еще один пример того, как история, связанная с картиной влияет на цену – это «Даная» Рембрандта Ван Рейна. Хотя эта картина не продается, если бы ее вдруг выставили на аукцион – ее стоимость была бы рекордной, так как она считается самой ценной картиной в мире. А причин у этого несколько:

1. Картина была написана Рембрандтом не для продажи, он писал свою жену Саскию. Через несколько лет после завершения работы она умерла, а Рембрандт женился снова, на ГертьеДиркс. Картину он решил сохранить, но переписать лицо, в результате лицо женщины стало сочетать в себе черты обеих возлюбленных автора.

2. Создание картины пришлось на время расцвета голландской живописи, в так называемый золотой век. Произведения, созданные в этот период, считаются самыми дорогими.

3. Однажды «Данаю» потеряли, картину не могли отыскать 100, до тех пор, пока Екатерина вторая не начала собирать и хранить свою коллекцию в Эрмитаже.

4. В 1917 году после революции все картины массово распродавались, но «Данаю» эта участь миновала.

Но больше всего на стоимость картины влияет относительно недавнее событие. В июне 1985 года неизвестный мужчина, который впоследствии был признан невменяемым, облил картину серной кислотой, после чего несколько раз ударив ее ножом. Картина была практически уничтожена, 30% авторского письма пропали, но было принято решение восстанавливать картину. Для этого пригласили лучших реставраторов, которые работали над ней целых 12 лет! После чего полотно снова начали выставлять в Эрмитаже, но уже под защитным бронированным стеклом.
В некоторых случаях даже примерно обозначить цену становится трудно, так как минимальная цена на аукционе еще ничего не говорит об окончательной. Например, полотно «Спаситель мира» Леонардо Да Винчи на одном аукционе было куплено за 127 млн долларов, а затем перепродано за 450 млн долларов и это при том, что первая установленная цена была 100 млн. Ценник увеличился только из-за соревнования двух покупателей.
Как определяется стоимость современного искусства
С современным искусством все проще, по одним только внешним характеристикам, не будучи специалистом просто невозможно отличить анонимного автора от известного художника. Поэтому, в таких работах внимание концентрируется на самом творце, идее, которую он вложил в работу и, конечно же, финансах и силах, потраченных на выполнение задумки.

Яркий тому пример «Физическая невозможность смерти в сознании живущего», это работа современного художника Дэмьена Херста. Она представляет собой огромную акулу, залитую формалином, причем и само создание работы, и последующий процесс разложения только прибавили стоимости, так как она обросла интересной историей. Плюс в современном искусстве также большую роль играют торги, поэтому главная задача автора – это пробиться на аукцион.
К тому же, произведения искусства до сих пор остаются показателем статуса, это роскошь, которую не каждый может себе позволить, отсюда и такие суммы. Опытные коллекционеры даже делают бизнес на перепродаже картин, так как удачно купленная работа может каждый год становиться дороже на 20%.

В итоге вывод только один: цена зависит не от самой работы, а от популярности автора и это касается не только картин, а всей сферы искусства в целом.
Made on
Tilda