Импрессионизм: 8 главных характеристик
Слово импрессионизм знакомо даже людям, никак не связанным с творчеством, однако, мало кто может с уверенностью заявить, что понимает его значение. Чтобы раз и навсегда запомнить и больше ни с чем не путать это волшебное направление в живописи рассмотрим 8 основных характеристик жанра.
Появление жанра
В Европейском обществе 19 века вся творческая среда ориентировалась на Академию Изящных искусств, а она в то время выделяла неоклассицизм, чем способствовала его принятию массами, все прочие направления воспринимались как нечто несерьезное или уже не интересное. При этом, работы лучших учеников академии иногда невозможно было отличить друг от друга, настолько они стремились следовать трендам современности, однако, картины были выполнены действительно профессионально и безупречно, просто в них совершенно не было индивидуальности, творцы концентрировались исключительно на технике, из-за чего самого художника рассмотреть становилось просто невозможно.

Париж в то время переживал многочисленные войны и революции, что не могло не сказаться на культурной среде, люди жаждали изменений, а одинаковые, вылизанные картины современных авторов начинали вызывать скуку. За 20 лет Париж полностью изменился, превратился в огромный мегаполис, сделав его плодотворной средой для молодых художников, еще не скатившихся в банальности.

Как уже было сказано, тон всему творческому сообществу Парижа задавала Академия Изящных Искусств, на что делать акценты в своих работах художникам решал так называемый Салон. Это выставка картин которую строго судило жюри академии, и оно, к сожалению, было склонно держаться за старое, совершенно не воспринимая свежий взгляд. Поэтому, в ответ на такую несправедливость появился «Салон отверженных», куда приносили свои работы все, кто не смог покорить строгое жюри академии. Именно там начали свою карьеру такие гении как Мане, Дега, Ренуар, Моне, Писсаро, Сислея. А само название жанра импрессионизм появилось благодаря саркастической статье критика Луи Лероя, он называл представителей нового направления «впечатленцами» (impression – впечатление), но картины настолько понравились публике, особенно публикующаяся в газетах работа Моне «Восход солнца», что слово постепенно прижилось и перестало восприниматься, как издевка.
Отличительные черты
1. Необычные мазки.

Работы импрессионистов выполнены, в большинстве своем, чистыми цветами, с минимумом сложных оттенков. Сами мазки тоже отличаются, они мелкие, но густые, все благодаря тому, что краски смешивались сразу на картине, а не на палитре. Такая техника создает более яркие цветовые контрасты, а это позволяет зрителю, при близком рассмотрении, видеть новые оттенки, из-за особенности зрения.

2. Главное в картине всегда свет.

Это сразу бросается в глаза, так как до появления импрессионизма художники избегали яркого солнца. Такой свет меняет очертания натуры, цвета, а иногда и объем. Импрессионисты же все в своих работах подчиняют свету, даже сюжет и персонажей картины.

3. Противопоставление холодных тонов теплым.

Этот ход применяется для передачи всех световых мест. Теплохолодность тени – наблюдение импрессионистов. Благодаря работе на ярком свету они заметили, что предметы под прямыми лучами солнца не только сами становились яркими, их тени также приобретали особую окраску. Контраст теплого и холодного на картинах импрессионистов встречается чаще всего.

4. Главная тема – пейзаж с людьми.

Картины импрессионистов всегда легкие, их цель – запечатлеть момент. Среди работ не найти социальных конфликтов, страдающих героев и трагических сюжетов. Импрессионисты отошли от всего этого, поставив своей целью изобразить момент, как пик гармонии. Для лучшего понимания представим мастеров, работающих в наше время, на таких картинах можно было бы встретить обычный день в супермаркете или пробку на дороге, задумчивую маму на детской площадке, обыденные ситуации, красоту которых мы порой не замечаем.

5. Реалистичность без детализации.

Люди и предметы на картинах, как правило, имеют минимум деталей, но они имеют форму, объем и грамотно вписаны в пространство. Художники специально игнорировали мелкое для создания художественной целостности, чтобы взгляд зрителя не блуждал, а сразу выхватывал важное, полотно выглядит гармонично, форма, атмосфера и цвет являются одним целым, и все благодаря упущению мелких деталей.

6. Все находится в движении.

Большая часть всего происходящего на картине находится в движении. Этот ход используется для большего акцента на неуловимости момента, скоротечности времени, при этом, часто встречается выход за пределы полотна. Это помогает создать эффект присутствия для зрителя, ему кажется, что он участвует в сюжете и физически может взаимодействовать с событиями на картине.

7. Картина выглядит как беглая зарисовка.

Старые мастера писали многослойно, это была кропотливая работа, включающая в себя долгую подготовку: набросок, линейное построение, подмалевок по грунту и уже после этого начиналась долгая работа с цветом в многослойной технике. Такая картина выглядела гладкой, а мазки на ней были практически незаметными. У импрессионистов были другие задачи, все работы выполнялись в быстрых техниках, в один прием, поэтому изначальный набросок практически не прорабатывался, а светотеневая моделировка делалась уже красками, которые наносили толстыми мазками.

8. Ощущение воздуха в картинах.

Самое осязаемое в картине импрессионистов – это, как ни парадоксально, воздух. Все объекты, которые мы видим, находятся в окружении света и воздуха, от которых зависят их фактура и даже форма в нашем восприятии. Импрессионисты это учитывают, поэтому работы всегда создают эффект присутствия, кажется, что пространство картины реальнее, чем предметы на ней, они, благодаря этому ходу часто вовсе лишаются материальности.

Импрессионизм в современности
В современности импрессионизм также актуален, все из-за долгого господства модернизма, с его болезненными темами. Людям хочется чего-то легкого, воздушного, а импрессионизм это и есть сама красота в моменте. Плюс импрессионизм даже по своей манере близок современному, постоянно меняющемуся обществу, а умение вычленять важное в моменте – это и есть то, на чем держатся социальные сети, например, Instagram. Такая схожесть восприятия создателей импрессионизма с новыми поколениями возвращает почти забытое направление в современный мир.
Made on
Tilda